среда, 6 февраля 2013 г.

пачему армяни носят крест

Крест православный и католический: разница и сходство.Следует отметить, что существует несколько десятков совершенно различных форм креста как с изображенным на них Спасителем, так и без Него, как с другими атрибутами или лицами, так и без них. В разные периоды истории христианства Распятие изображалось по-разному. Для христиан никогда сама форма креста или атрибуты не играли важной роли в духовной жизни. Важен был лишь искупительный подвиг Христа, после которого Крест стал знамением нашего искупления. Впервые о форме креста начали спорить русские старообрядцы со свойственными им обрядоверием и фанатизмом. Ведь в конечном итоге не так важна форма Креста, на который Себя отдал Господь, а духовное и спасительное значение добровольных страданий Иисуса. Умалился бы искупительный подвиг Христа, если бы его распяли на кресте в виде букв Т или Х? Конечно же, нет! И хотя археологами не определено с точностью, какой формы был Крест Иисуса Христа, постараемся все же разобраться в этом.В Римской империи крест был позорным орудием казни для людей низшего сословия. Это был мучительный вид казни. Распинаемые, привязанные ко кресту, днем мучились от жары и насекомых, а ночью от сильного холода. Вверху креста помещалась табличка с надписанием вины осужденного, а снизу в виде выступа помещали ступеньку, чтобы осужденный мог на нее опираться ногами. Таким образом, если табличка сверху и ступенька снизу были шире продольной части креста, то крест получался восьмиконечным. Но он мог быть и четырех-, и пяти-, и шести-, и семиконечным Если по прошествии нескольких дней осужденные все еще были живы, то им мечом наносились удары в области голеней, чтобы они умерли от потери крови (так было с двумя разбойниками, распятыми по обе стороны Креста Господня). Но, в отличие от разбойников, руки которых просто привязали ко кресту, руки Иисуса и Его ноги были прибиты гвоздями. Сделано это было по двум причинам: во-первых, это делало казнь более мучительной для Осужденного; во-вторых, распинатели хотели ускорить Его смерть.Вероятно, Тело Господа было также привязано веревками. Это предположение, но оно имеет под собой определенные основания. Вряд ли на одних гвоздях могло удержаться человеческое тело; правда, есть мнения, что гвоздями были пробиты не ладони Христа, а предплечье ниже запястья (Туринская плащаница). Но вряд ли даже в этом случае тело бы держалось на кресте: оно бы сорвалось с гвоздей под собственным весом. Итак, можно сказать, что гвоздями были прибиты ладони Христа, к тому же с этим согласно церковное сознание, руки же были дополнительно привязаны к поперечному брусу. Ноги Господа упирались в ступеньку нижней части креста и также были прибиты гвоздями. Здесь нам следует остановиться детально, тем более что это напрямую связано с заданным выше вопросом. На католических Распятиях ноги Христа пробиты вместе общим гвоздем. Некоторые не в меру ретивые православные верующие относятся к такого рода Распятиям с опаской и недоверием, как в свое время старообрядцы относились, да и теперь относятся, к четырехконечному кресту, т.е. как к ереси . Но нам следует понять, почему именно так изображают Распятого Спасителя католики? Дело в том, что в Риме хранятся, как священная реликвия, три гвоздя, которые, как утверждают католики, являются именно теми гвоздями, которыми и был распят Господь. Исходя из этой логической посылки, они и изображают Христа распятым всего тремя гвоздями. Четвертый, они говорят, или был утерян, или его не было вообще, хотя на Распятии, которое называют Распятием ордена францисканцев, Господь изображен распятым четырьмя гвоздями (такое Распятие висит над сценой в костеле Св. Николая (Дом органной и камерной музыки на ул. Б.Васильковской в Киеве). И все же следует отметить, что если бы ноги Христа были пробиты всего одним гвоздем, это бы поставило под сомнение компетентность палачей первой половины I века н.э. Смысл казни через распятие как раз был в том, чтобы осужденный на нее не оборвался под собственным весом, а мучился, пробитый гвоздями и привязанный. Если бы ноги осужденного были прибиты к ступеньке одним гвоздем, то давление вниз намного бы увеличилось. Поэтому ноги Христа были прибиты двумя гвоздями, т. е. каждая одним гвоздем к ступеньке. Так Осужденный равномерно опирался двумя ногами, отдыхая и, тем самым, продлевая мучения.Теперь мы можем кое-что сказать о составе Креста, дополняя сказанное выше. Сверху помещалась табличка с надписью: Иисус Назарянин Царь Иудейский на трех языках: еврейском, греческом и римском (латинском). На наших распятиях стоят заглавные славянские буквы: IНЦI, а на католических: INRI (Iesus Nazareus Rex Iudaorum). Нижняя планка Креста (она же ступенька) впоследствии приобрела символическое значение: правая сторона указывает вверх, как указатель пути спасения верующих в Иисуса Христа, а левая сторона указывает вниз, как на путь вечного осуждения для неверующих. В Православной Церкви находятся в употреблении как четырехконечные, так и восьмиконечные кресты. Поэтому нет ничего зазорного и в употреблении так называемого католического Распятия. Ведь для молитвы и благочестивого размышления перед Крестом Господним не важны детали количество гвоздей и планок, а важен Сам Распятый. Ранами Его мы исцелились и поэтому неважно, три было гвоздя или четыре.Пусть читатель теперь сам делает вывод об употреблении тех или не тех Распятий, исходя из вышеизложенного. Я же могу от себя добавить, что не следует выбрасывать подаренные или купленные католические кресты, их можно освятить в православном храме и пользоваться. И ещё добавлю - у армян (ААЦ) нет на кресте Распятий. Крест православный и крест католический. Распятие православное.Иконография Распятия получила свое окончательное догматическое обоснование на Трульском соборе в 692 году, то есть в то время, когда Церковь была едина и не было разделения на католиков и православных. Согласно постановлению, главным условием канона является сочетание исторического реализма с реализмом Бо

Крест "Трисоставный". Фото: Фото: Фото: Крест "Дух мирен". Крест "Страсти Христовы".***История развития формы креста. Ссылка: ***

Одеяния духовенства в РПЦ.Кресты.Наперсные кресты для священников появились в Русской Православной Церкви сравнительно недавно. До XVIII века только епископы имели право носить наперсные кресты. После того как в употребление вошли измененные греческие подрясники, рясы и клобуки, одежды священников перестали отличаться от одежд диаконов и келейных одежд монахов, что должно было способствовать появлению особых знаков, по которым можно было бы отличить священника от прочих духовных лиц. Таким отличием стал наперсный крест, который до 1896 года имел статут церковного ордена: наперсным крестом как наградой и знаком монаршей милости награждали заслуженных иереев за долголетнее беспорочное служение. Этот крест четвероконечный, с удлиненным нижним концом. С лицевой стороны он имеет рельефное изображение Распятия, с внутренней стороны надпись "Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием. Установлен в благочестивое царствование великого государя императора Павла I 1797 г., декабря 18." Крест носят на цепи из крупных плоских звеньев, соединенных двойными мелкими кольцами. В середине цепи - перемычка, так что цепь спереди охватывает шею, а сзади спускается на спину. Крест священника свидетельствует о том, что он есть служитель Иисуса Христа, пострадавшего за грехи мира, должен иметь Его в сердце своем и подражать Ему. Двухконечная цепь креста - знамение заблудшей овцы, то есть пастырского попечения о душах вверенных священнику прихожан, и креста, который Христос нес на спине Своей, как знамения подвигов и страдания в земной жизни. Крест и цепь делают серебряно-вызолоченными. В начале XIX в. священников стали награждать в особых случаях крестами с украшениями. Указом Святейшего Синода от 24 февраля 1820 года отбывающим за границу русским священникам благословлялось носить там особые золотые кресты, выдаваемые из кабинета императора. Такие кресты получили название кабинетные. Иногда они выдавались как награда некоторым священникам и не выезжающим за пределы России. Государственным указом от 14 мая 1896 года был введен в церковное употребление крест, являющийся знаком отличия всякого священника и иеромонаха. Этот крест, возлагаемый с тех пор при иерейской хиротонии, серебряный, восьмиконечной формы с рельефным изображением распятого Спасителя на лицевой стороне и надписями в верхней части: "Гдь, Црь, Слвы" ("Господь - Царь Славы"); в концах широкой перекладины "IC, ХС" ("Иисус Христос"), под нижней косой перекладиной - "Ника" (греч. - победа). На обратной стороне креста надпись: "Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою" (1 Тим. 4:12). Лета 1896, мая 14 дня." Крест снабжен серебряной цепью из одинарных удлиненных колец. Перемычкой в середине эта цепь также разделена на две части. Кресты 1896 года стали непременным знаком отличия иереев, который они носят за богослужением поверх риз и могут носить в повседневной обстановке поверх рясы, а кресты 1797 года так и остались наградными, по традиции жалуемые также всем выпускникам духовных академий, имеющим сан священников. Кроме того, в XIX в. протоиереям стали выдаваться как награда кресты с украшениями, подобные архиерейским наперсным крестам.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КРЕСТОВ.Ссылка:

«КТО ХОЧЕТ ИДТИ ЗА МНОЮ, ОТВЕРГНИСЬ СЕБЯ, И ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ», - СКАЗАЛ СПАСИТЕЛЬ (МК. 8, 34). ПОД КРЕСТОМ В ЭТОМ ЕВАНГЕЛЬСКОМ СТИХЕ НУЖНО ПОНИМАТЬ НЕ ТЯЖ]КУЮ НОШУ, КОТОРУЮ ВОЗЛАГАЕТ НА КАЖДОГО ИЗ НАС ГОСПОДЬ, А СВОЮ СУДЬБУ, ТО ЕСТЬ СУД БОЖИЙ О СЕБЕ. СИМВОЛИЗИРУЯ ПОКОРНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БОЖИЕМУ СУДУ, В ТАИНСТВЕ КРЕШЕНИЯ НА КРЕШЛЕМОГО ВОЗЛАГАЕТСЯ НА]ТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ, КОТОРЫЙ, КАК И КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ, ПОМОГАЕТ ХРИСТИАНИНУ ПЕРЕНОСИТЬ БОЛЕЗНИ И НЕВЗГОДЫ, УКРЕПЛЯЕТ ДУХ И ЗАЩИЩАЕТ В ТРУДНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ. КРЕСТ - ЭТО НЕ АМУЛЕТ И НЕ ОБЕРЕГ; ЭТО ЗНАК СОПРИЧАСТ]НОСТИ ХРИСТУ. НЕДАРОМ О ЧЕЛОВЕКЕ, ЖИВУЩЕМ ВОПРЕКИ ЗАПОВЕДЯМ БОЖИИМ, ГОВОРЯТ: «КРЕСТА НА НЕМ НЕТ».

«Крест всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства невидимых врагов». - Праведный Иоанн Кронштадтский.*****************«Ношение креста - есть упразднение всякого греха, откуда рождается любовь, без которой не может быть ношение креста». - Преподобный Исайя Отшельник.******************«Взять крест свой - значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очищение наших согрешений. Тогда крест служит для человека лествицей от земли на небо». - Святитель Игнатий (Брянчанинов).

Нательный крест - это не ювелирное укра]шение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он ни был бы сделан, это, в первую очередь, зримый символ христианской веры того, кто его носит.

Комментариев нет:

Отправить комментарий