2,14 Mb. страница6/10Дата конвертации29.09.2011Размер2,14 Mb.Тип ... Смотрите также: 6 ^ 3 ОСНОВЫ ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ Достаточно часто при анализе экономических систем приходится решать так называемые задачи массового обслуживания, возникающие в следующей ситуации. Пусть анализируется система технического обслуживания автомобилей, состоящая из некоторого количества станций различной мощности. На каждой из станций (элемента системы) могут возникать, по крайней мере, две типичные ситуации: число заявок слишком велико для данной станции, возникают очереди, и за задержки в обслуживании приходится платить; на станцию поступает слишком мало заявок и теперь уже приходится учитывать потери, вызванные простоем станции. Ясно, что цель системного анализа в данном случае заключается в определении некоторого соотношения между потерями доходов по причине очередей и потерями по причине простоя станций. ^ Теория массового обслуживания ЂЂЂ специальный раздел теории систем ЂЂЂ это раздел теории вероятности, в котором изучаются системы массового обслуживания с помощью математических моделей. ^ Система массового обслуживания (СМО) - это модель, включающая в себя: 1) случайный поток требований, вызовов или клиентов, нуждающихся в обслуживании; 2) алгоритм осуществления этого обслуживания; 3) каналы (приборы) для обслуживания. Примерами СМО являются кассы, АЗС, аэропорты, продавцы, парикмахеры, врачи, телефонные станции и другие объекты, в которых осуществляется обслуживание тех или иных заявок. ^ Задача теории массового обслуживания состоит в выработке рекомендаций по рациональному построению СМО и рациональной организации их работы с целью обеспечения высокой эффективности обслуживания при оптимальных затратах. Главная особенность задач данного класса ЂЂЂ явная зависимость результатов анализ и получаемых рекомендаций от двух внешних факторов: частоты поступления и сложности заказов (а значит и времени их исполнения). Предмет теории массового обслуживания ЂЂЂ это установление зависимости между характером потока заявок, производительностью отдельного канала обслуживания, числом каналов и эффективностью обслуживания. В качестве характеристик СМО рассматриваются: средний процент заявок, получающих отказ и покидающих систему не обслуженными; среднее время «простоя» отдельных каналов и системы в целом; среднее время ожидания в очереди; вероятность того, что поступившая заявка будет немедленно обслужена; закон распределения длины очереди и другие. Добавим, что заявки (требования) поступают в СМО случайным образом (в случайные моменты времени), с точками сгущения и разрежения. Время обслуживания каждого требования также является случайным, после чего канал обслуживания освобождается и готов к выполнению следующего требования. Каждая СМО, в зависимости от числа каналов и их производительности, обладает некоторой пропускной способностью. Пропускная способность СМО может быть абсолютной (среднее число заявок, обслуживаемых в единицу времени) и относительной (среднее отношение числа обслуженных заявок к числу поданных). ^ 3
Задачи описания и конструирования данных исследования при системном анализе 27 1 Моделирование как метод системного анализа. 28 1 Моделирование как метод системного анализа. 28
3 ОСНОВЫ ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ - Задачи описания и конструирования данных исследования при системном анализе...
Комментариев нет:
Отправить комментарий